Кагор – красное вино, используемое в традиционных православных
обрядах Евхаристии. Сладкий и крепкий кагор тёмно-рубинового цвета
символизирует кровь Христа. Кагор чаще всего пьют на Пасху, но в течение
года это вино допускается пить для поддержки здоровья, на православные
праздники и даже во время Великого поста по воскресеньям. Известно, что
кагор входил в довольствие выздоравливающих бойцов Красной Армии во
время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Хотите узнать, какое отношение имеет французский винодельческий регион Kahor к
знаменитому церковному вину, о появлении кагора в России. Об истории и
закреплении кагора в христианских обрядах и особенностях его пития в
Православии. Разобраться, можно ли кагор пить за столом, какие блюда
лучше всего подходят к кагору и с чем сочетается это церковное вино.
Давайте попробуем разобраться.
На юго-западе Франции существует местечко Kahor Appellation d'origine contrôlée (AOC), в котором выращивается знаменитый сорт винограда Malbec,
который славится своим насыщенным цветом и благородным ароматом вкупе с
плотным насыщенным вкусом. Считается, что именно из этого местечка
экспортировали церковное вино в Россию в начале 18 века и именно этот
город дал имя церковному вину Российской Империи. Копнём подальше в историю. Примерно в 50 году до н.э. (до Рождества
Христова) область Kahor засаживается виноградниками виноделами Римской
Империи. Плодородные земли дают отличное вино, которое, к слову, очень
любили не только римские императоры, но и их европейские ставленники, а
впоследствии полюбили Римские Папы, короли Франции, Англии и других
государствЕвропы. Отличное красное вино обладало насыщенным красно-рубиновым
цветом, ароматами фиалки и смородины, было сладким и крепким. К
сожалению, морозы 1956 года полностью уничтожили все виноградники Кагора, и они были заменены закалёнными аргентинскими потомками.
Известно, что кагор символизирует кровь Христа, и насыщенный цвет
вина – это ключевое, но не единственное условие. В разное время споры о
том, какое именно вино считать церковным, заканчивались либо церковными
расколами, либо принятием совершенно неожиданных и неспецифичных
традиций. Например, в Православии прижилась традиция глубокого контроля
производства и благословения вина (аналогичная кошеризации в иудаизме).
«Служебник»
1699 года издания утверждает: «Вином же не суть быти и быти не могут
вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный,
грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии». То есть, в
церковных обрядах должно применять исключительно виноградное вино, но
не соки ягод или овощей. С вином в христианстве связан ещё один факт:
киприоты искренне верят, что вино с их острова было испито на Тайной
Вечере. Именно это вино «рекомендовал» Иисус Христос. В настоящее время
на Кипре производится «то самое вино» и называется Commandaria. Вино
имеет насыщенный вкус сухофруктов, обладает хорошей крепостью и
сладостью, цвет Коммандарии – янтарно-каштановый. Но при всём уважении к
дружественным Православной Церкви киприотов, кагор гораздо ближе к
символу Крови Христа. Глубокий насыщенный красный цвет в сочетании с
полным вкусом и ярким ароматом – вот, что должно отличать подлинный
христианский символ.
Настоящая
история российского кагора начинается со времён Петра I, который
наладил импорт одноимённогофранцузского вина для церковных нужд. Кагор
или любое иностранное вино было в российских церквях и раньше, но
доставлялось из различных источников, часто портилось в дороге и не
удовлетворяло высоким требованиям. Креплёное густое красное вино из
Кагора было очень высокого качества и доставлялось в неизменном виде,
что и определило его выбор в качестве церковного. Впоследствии были
выбраны и другие источники вина, и с 19 века производство вина для
церковных церемоний было налажено внутри Российской Империи, но имя
закрепилось и остаётся неизменным до наших дней. Сейчас кагоры
выпускаются в Краснодарском крае, в Молдове и в Крыму. Изготавливаются
они, в зависимости от региона, из сортов винограда Мальбек или Каберне-Совиньон, что обязательно указывается на этикетках.
Главные
отличия кагора от прочих вин кроются в особом методе приготовления. На
определённом этапе вино нагревают выше 65°C, а затем остужают и
оставляют для дображивания, после чего и вводят спирт, доводя вино до
нужной крепости. Именно сочетание нагрева с дображиванием позволяет
достичь глубокого тёмно-красного цвета с тонами малины, чернослива,
чёрной смородины, вишни и шоколада и мягкого бархатистого вкуса вина.
Настоящий кагор должен содержать около 16% сахара (160 гл) и 16% спирта.
Кагор относят к категории сладких десертных вин, а по международной
классификации, кагор – это почти ликёр.
В
христианской традиции, кагор – это символичный напиток, его не принято
пить так, как пьют, скажем, обычное столовое вино. В полном соответствии
со святыми текстами, кагор, символ крови Христа, принято пить с хлебом –
символом плоти Христа. Совершается такое совместное вкушение в церкви
во время Евхаристии или Святого Причастия. Хлебом в данном случае называют просфору,
выпечённую из дрожжевого (квасного) теста, а вино, то есть кагор,
разбавляют водой по древнему византийскому обычаю. Вкушая кровьи плоть
Христа, верующие таким образом соединяются с Богом. Традицию пить вино и есть хлеб ввел сам Иисус Христос на Тайной
Вечере: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете
есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в
себе жизни». (Ин.6:53-58). В процессе Евхаристии происходит Пресуществление, то есть, Преложение,
когда вино и хлеб становятся Телом и Кровью Христовыми. В католической
традиции Пресуществление хлеба и вина в Кровь и Тело Христа сложилось
окончательно после трудов Фомы Аквинского, в которых сказано, что во
время евхаристической молитвы сущность хлеба и вина пресуществляются в
сущность Крови и Тела Христа, в то время как для органов чувств верующих
свойства вина и хлеба не изменяются. Однако многие христианские
конфессии не признают реального воплощения Тела и Крови Христова в вине и
хлебе и считают обряд Пресуществления символическим. Несмотря
на то, что кагор – это церковное вино, его можно пить не только во
время обряда Евхаристии, но и на праздник Пасхи и в другое время, если
проявить к нему должное уважение. Кагор нельзя пить для веселья и
пьяного застолья. Кагор – это особое вино, и отношение к нему должно
быть соответствующим.
Как и все десертные вина, кагор принято пить из небольших бокалов.
Для домашнего пользования вино можно водой не разбавлять, подавать кагор
следует комнатной температуры после еды или в больших перерывах между
едой. Кагор не принято пить за праздничным столом, запивая им еду.
Сладкое вино плохо сочетается почти со всеми традиционными праздничными
кушаниями, кроме кулича, и за столом лучше ограничиться обычным сухим
вином, а кагор приберечь для десерта. Сладкое насыщенное вино с ярким
вкусом и ароматом хорошо подходит к фруктам. Пить кагор принято
небольшими глотками, долго смакуя вино, но ни в коем случае, не
опрокидывая бокал за бокалом, как поступают с водкой. Настоящий кагор
настолько хорош, что многим и не захочется его чем-то «закусывать».
|